ФЛИГЕЛЬ "РУИНА"
МУЗЕЯ АРХИТЕКТУРЫ ИМ. ЩУСЕВА
Сегодня для многих европейских городов, уходящих своей историей в глубокую древность, руины стали неотъемлемой частью современного городского ландшафта. В том же Риме или Афинах научились сохранять и интегрировать развалины древних построек в ткань мегаполиса, как наследие былых цивилизаций.
Однако в российских городах руины не всегда имеют связь с глубоким прошлым. Многие здания, включая исторические памятники архитектуры, превратились в руины не тысячелетия назад, а сравнительно недавно – в конце XX века.

Одним из таких объектов стал флигель усадьбы Талызиных на Воздвиженке, который в настоящее время является частью Музея архитектуры имени Щусева.
Кирпичики фасада с облупившейся штукатуркой как обломки давнего прошлого хранят в себе историю в несколько веков. Изначально маленький флигель был построен как каретный сарай с конюшней, затем преобразован в казенную палату, а после Революции в нём располагались различные советские учреждения. Однако руиной он стал только в 90-х годах ХХ века, после большого пожара, когда все попытки его восстановления зашли в тупик.
Но несмотря на всю богатую историю сооружения, отправной точкой проекта реставрации архитектурного бюро «Рождественка» стал именно этот, последний и самый печальный этап в судьбе здания, которое под воздействием времени пришло в полный упадок и превратилось из жизнеспособной постройки в настоящую руину. Так и появилось его нынешнее название.
Предложения бюро исключали полное восстановление “Руины” в ее прежнем виде. Напротив, концепция заключалась в том,
чтобы не нарушать ветхую эстетику, создать
в результате некий объект-метафору. Дух флигеля должен был остаться руиной, но
руиной, которой не угрожает исчезновение, руиной, несущей в себе активную музейную жизнь.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Этап I
Проект ремонтно-реставрационных работ в большей степени был ориентирован на преобразование руинированного флигеля в многофункциональное выставочное пространство, само по себе являющееся документом времени.
Этап II
Работа над конструкцией здания проводилась в два этапа:

Философия предполагала сохранение и бережное укрепление всех имеющихся на момент реставрации исторических наслоений. Это по сути консервация, проводимая с использованием оригинальных строительных материалов и технологий. Работе предшествовали тщательные исследования, в результате которых был составлен список рекомендаций для каждого фрагмента здания: что именно нужно делать и каким образом. Например, для кирпичной кладки был выработан особый подход. Её плачевное состояние потребовало частичной перекладки и фрагментарной вычинки.
По итогу получились «живые стены», обладающие самостоятельной художественной ценностью. Оригинальные элементы сохранены везде, где возможно. Так, подгнившие остатки деревянных рам от старых конюшенных ворот удалось законсервировать, не меняя их на новые. Все находки – остатки стеклянной плитки XIX века, старая штукатурка в благородных подтёках, деревянные балясины столетней давности, дранка – всё расчищено, обеззаражено и зафиксировано в своём естественном состоянии.
Вторая часть проекта включала адаптацию здания к его новой функции как экспозиционного пространства. Для этого были внедрены инновационные решения, позволяющие использовать "Руину" для проведения выставок. Для этого были установлены все необходимые технические системы и инженерные устройства, а также заменены крыша и полы.
Как результат, флигель сохраняет свою оригинальную архитектуру, которая отражает различные исторические периоды его существования, благодаря тому, что их следы оставлены видимыми в руинированном состоянии.
Подход к работе с объектом исторического наследия, предложенный бюро «Рождественка», можно сравнить с «деликатной штопкой», исключающей эффект «новодела». Утраченные элементы не восстанавливаются, если в них нет особой необходимости.
АКСОНОМЕТРИЧЕСКАЯ
СХЕМА ЗДАНИЯ
Флигель «Руина», возвращенный к новой жизни, благодаря проекту бюро «Рождественка», с завидным качеством осуществлённому компанией «Интеграл», стал примером следования положениям Венецианской хартии, задающим принципиальные подходы при работе с памятником, что исключительно важно для Музея архитектуры, демонстрирующего на собственном примере возможность корректного приспособления архитектурного наследия к современным нуждам.
При этом главная ценность объекта в том, что он является носителем исторической правды во всей сложности ее наслоений. Такой объект можно читать как книгу, что делает его уникальным экспонатом, задающим смысловой код своему наполнению.