Архитектурная реставрация и объект культурного наследия
Когда заказчики обращаются за услугами по архитектурной реставрации, у них возникает масса вопросов о том, как будет проходить весь процесс, а также, нужна ли вообще зданию именно реставрация, а не что-то другое.

Сначала определимся с понятиями. Архитектурная реставрация — это комплекс мер, направленных на сохранение и восстановление сооружений, которые несут историческую и культурную ценность. Таково общее определение, но на практике под архитектурной реставрацией подразумевается вполне конкретный набор регламентированных действий. Безусловно, каждая компания вырабатывает свой рабочий процесс, однако в целом основные этапы совпадают, и у опытных команд это совпадение более выражено. В этой статье мы изложим план, по которому в той или иной степени работают все заметные игроки на рынке услуг архитектурной реставрации.


Основной предмет архитектурной реставрации определяется термином «объект культурного наследия» (ОКН). Сущность этого понятия, а также причины особого к таким объектам отношения — это большая тема, рассчитанная на отдельный материал. Здесь мы затронем это понятие вскользь и, по большей части, с утилитарной, правовой стороны. Таким образом, мы разбираем схему реставрации, подходящую для самых «тяжёлых» случаев, когда строение является ОКН не только фактически, но и юридически, то есть когда объект выявлен и занесён в соответствующий реестр.


Итак, почему наш условный ОКН может нуждаться в реставрации?


— Временные изменения. Самые прочные сооружения со временем разрушаются. Даже небоскрёбы и железобетонные мосты очень скоро придут в аварийное состояние, если их не обслуживать. Чего говорить о постройках прошлых веков из менее прочных материалов. Так что если износ от времени старинного здания и кажется чисто косметическим, например, пошли трещины по лепнине — возможно, что проблема намного серьёзнее, не говоря уже о том, что обвал штукатурки сам по себе представляет опасность.


— Ненадлежащие условия эксплуатации. Человеческий фактор может ускорить процессы разрушения и даже привести здание в полную негодность. Речь может идти об избыточной проходимости, воздействии едких химикатов, высоких температур, чрезмерной влажности и подтоплениях. Кстати, иногда последствия таких воздействий бывают особенно коварными: внешние покрытия могут остаться целыми, а несущие конструкции под ними при вскрытии оказываются негодными в результате физических или химических процессов.


— Самодеятельность в переделке здания. Встречается много неудачных, часто курьёзных изменений, которые были внесены в облик здания в прошлом. Чаще всего встречается закладка окон и дверных проёмов, обкладывание архитектурных элементов дешёвым сайдингом, и, конечно же, всевозможные надстройки и пристройки, превращающие любое здание в устрашающее и уродливое нечто.


— Восстановление утраченных элементов. Архитекторы прошлого придавали большое значение как общей композиции, так и вписанным в неё малым формам. Даже незначительная, на первый взгляд, деталь могла быть важной частью общего замысла. Впрочем, концепция архитектурной реставрации в любом случае предполагает восстановление изначального облика, насколько это возможно. Примечательно, что в ходе проектов специалисты нередко устраивают целые расследования с целью вернуть на законное место какой-то отдельный утраченный элемент, например, аутентичную лестницу, витраж, фреску, скульптуру.


»

До начала работ

Предпосылки к реставрации (работ по сохранению ОКН) объекта

Наиболее очевидные причины для проведения ремонтных работ мы уже разобрали, повторим, что состояние объекта может быть куда плачевнее, чем кажется на первый взгляд. Не следует игнорировать никакие признаки процессов разрушения конструкций: трещины, проломы, осыпания, обвалы штукатурки, ржавчина, запах гниения. Это составляет неотложные проблемы, которые могут в будущем подвергнуть опасности людей внутри и снаружи здания.


В самых же тяжёлых случаях сооружению оказывают срочную противоаварийную помощь. Часто это связано с внештатными ситуациями, стихийными бедствиями, когда имеющее историческую ценность строение нужно спасать от неминуемого коллапса. Аварийное состояние, как и любое другое, подтверждается на основании акта технического состояния, этот же акт служит основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.


Помимо основных проблем существуют элементы, восстановление которых не составляет вопроса безопасности, по крайней мере, в обозримом будущем. Их приоритетность зависит от бюджета проекта, однако возможные проблемы лучше предупреждать заранее. Кроме того, к собственнику ОКН предъявляются определённые требования, которые могут включать в себя обязательства по поддержанию сохранности аутентичных элементов. Речь может идти, например, о настенной живописи, паркете, или даже определенных наборах мебели и фурнитуры.


Восстановление элементов, которые были утрачены в отдалённом прошлом, никто вменять собственнику в обязанность не станет, однако такие деяния увеличивают культурную и эстетическую привлекательность здания и, соответственно, повышают его капитализацию.


Отдельным вызовом является необходимость приспособления объектов под современное использование. Особенности эксплуатации зданий меняются вместе с укладом жизни. Например, ещё в XIX веке наиболее престижным, респектабельным этажом здания считался второй, его называли бельэтажом, т. е. «прекрасным», первый же воспринимался как большая прихожая с подсобными помещениями, наиболее ярко этот принцип выразили архитекторы эпохи классицизма. Теперь же наибольшее значение принято уделять первому этажу, на нём, как правило, располагаются коммерческие помещения с наибольшей стоимостью аренды. Хотя реставрация не сможет поменять этажи местами, но в рамках сохранения исторического облика кое-что сделать можно, хотя бы с точки зрения необходимой инфраструктуры. Бывают примеры и более радикальной смены функционала здания. Под коммерческие помещения и общественные пространства сегодня переоборудуют старинные заводы и мануфактуры, бывшие фортификации и даже целые замки. Все эти задачи при добросовестном подходе успешно решаются без ущерба историческому наследию.


Поиск и выбор проектной организации

Первое и главное требование — проектная организация должна иметь лицензию Министерства культуры на осуществление деятельности по сохранению ОКН. Имеет смысл осведомиться о репутации компании и её специалистов, посмотреть на уже осуществлённые проекты из портфолио, возможно даже пообщаться с предыдущими заказчиками и взглянуть на отреставрированные здания собственными глазами. Важным фактором может служить выраженная специализация компании на реставрации объектов определённого типа, стиля, эпохи.


Формулировка ТЗ

Фундаментом успеха проекта является детальная проработка технического задания. Хотя почти вся дальнейшая работа ложится на проектную организацию, именно этот этап требует максимального включения со стороны заказчика. Заказчик должен максимально точно сформулировать требования к помещениям, обозначить их предназначение. Если целостное видение ещё не сформировалось, но потребность в реставрации заказчик всё же видит, то начать он может с перечисления обстоятельств, которые вызывают у него наибольшие опасения по поводу объекта.


Заключение договора

При заключении договора с проектной организацией важно установить, в какой форме она будет осуществлять авторский надзор, предоставляет ли она услуги «полного цикла», то есть, готова ли осуществить реставрационные работы по своему проекту силами собственного штата сотрудников. Кроме того, заказчику необходимо ознакомиться с рядом действий, которые он будет должен осуществить со своей стороны самостоятельно, например, предоставление необходимой документации, организация доступа на объект. Также следует прояснить порядок и степень обязательств, которые берёт на себя компания в том случае, если что-то идёт не по плану, выходит за рамки бюджета, если проект задерживается по срокам.


Формирование команды

Когда договор заключён, и проект запущен, компания составляет внутренний план и собирает из своих сотрудников рабочую группу, исходя из их индивидуальных особенностей и специализаций. Для выполнения особых задач компания может призывать в команду дополнительных внештатных специалистов узкого профиля, а также привлекать к сотрудничеству экспертов из других сфер деятельности.


«

Фаза исследования

Сбор документации

Непосредственная работа с объектом начинается со сбора информации о нём. Помимо перечня обязательных документов, описывающих правовой статус постройки, заказчику настоятельно рекомендуется предоставить вообще всё, что есть у него в наличии по данному вопросу, вплоть до архитектурных эскизов, если таковые имеются. Это существенно поспособствует процессу исследования. Как правило, усердия одного заказчика бывает недостаточно, поэтому процесс поисков информации продолжается также в библиотеках и архивах.


Историческое расследование

Для создания качественного проекта реставрации необходимо распутать всю историю объекта, начиная от замысла и предпосылок его возведения. На этом этапе уточняется и обновляется информация, полученная по результатам изначальной историко-культурной экспертизы, которая была основанием для присвоения сооружению правового статуса ОКН. Уже на этом этапе часто происходят первые открытия. Например, общеизвестная датировка может оказаться ложной. (В нашей практике такие случаи бывали).


Воссоздание хронологии ранних реконструкций

Хронология реконструкций — это своеобразная эссенция, которую специалисты извлекают из всего исторического расследования. Во многом именно ради неё исследованиям уделяется так много внимания. В результате из простой совокупности фактов специалисты получают первый предмет обсуждения, предварительный набор опций, который будет определять дальнейшую судьбу объекта.


Сбор информации о текущем состоянии объекта

Параллельно специалисты извлекают информацию из самого сооружения, сопоставляя с тем, что зафиксировано в документах. Как правило, данные не сходятся в точности. Обычно речь идёт о необозначенных перестройках и перепланировках, фактическом отсутствии учтённых ранее элементов оформления, некорректной эксплуатации помещений. Также оценивается общее состояние объекта, степень обветшалости, на основании чего составляется соответствующий акт.


Оценка состояния конструктивных элементов, инженерных систем, техническая экспертиза

Оценку технического состояния объекта дают инженеры, они составляют акт, который описывает конструктивную целостность несущих конструкций, элементов инфраструктуры. Они ищут трещины, осыпания, размытия, отклонения от вертикальной оси, оценивают состояние электропроводки и труб. Если здание представляет опасность, то это является основанием для разработки проекта первоочередных противоаварийных мероприятий.


Оценка существующей и планируемой эксплуатации объекта

Основную информацию по плану эксплуатации объекта даёт заказчик ещё на этапе ТЗ, однако оценка ситуации на месте может внести в этот план свои коррективы. Например, перекрытия могут оказаться слишком непрочными для размещения крупногабаритного оборудования или пребывания большого количества людей. Кроме того, оценка существующей эксплуатации позволяет выявить возможные скрытые проблемы, места повышенного износа.


»

Фаза проектирования

Разработка архитектурных решений

На основании истории возведения и реконструкций, а также на основании множества других факторов выбирается определённый исторический период, который будет служить ориентиром для всего проекта. Далеко не всегда за основу берётся момент изначального возведения. Например, может быть так, что большое и красивое здание XVIII века исторически было результатом реконструкции какого-нибудь неприглядного форта или земляной насыпи из XIV века. Разумеется, это не причина сносить все колонны и портики ради извлечения большей древности. Где здесь проходит грань, определяющая окончательный выбор? Скажем так, критерии и мотивы, по которым принимаются такие решения — это, опять же, большая тема для отдельного материала. Отметим лишь, что данная проблематика является одной из главных причин, почему выбор компетентной проектной организации столь важен.


Когда временной промежуток определён, начинается работа с образцами стиля. Сохранившиеся фрагменты, планы, зарисовки становятся основой для проекта восстановления утраченных частей. Отдельные безвозвратно утерянные элементы могут внедрятся в проект с учётом возможностей сторонних исполнителей создать убедительную реплику из аутентичных материалов. Речь может идти о скульптуре или витраже, которые исторически были неотъемлемой частью общей композиции.


Разработка конструктивных решений

Проектная работа, осуществляемая инженерами, как правило, имеет несколько меньше ограничений с точки зрения соответствия аутентичности. Применение в проекте различных ухищрений, вроде стяжек и подпорок, обычно не возбраняются наблюдающими органами, если только эти элементы хорошо замаскированы. Проектные задачи инженеров заключаются в обеспечении безопасной эксплуатации сооружения, укреплении несущих конструкций, а также прокладке новых коммуникаций без нанесения ущерба культурной ценности. К сожалению, бывают ситуации, когда необходимость повысить прочность здания может вступать в конфликт с необходимостью сохранить его облик. Такие неоднозначные решения обсуждаются и согласуются с органами надзора.


Разработка решений по инженерным сетям и оборудованию

Инженерные сети и оборудование быстро устаревают как физически, так и морально. Металлические трубы сейчас принято заменять на пластиковые, установка бойлеров требует отдельного помещения, даже смена интернет-провайдера подчас предполагает прокладку отдельного кабеля. Старинные здания попросту не были рассчитаны на такое обилие коммуникаций с быстрым доступом, в них никто не закладывал удобных ниш в стенах для размещения счётчиков, распределителей, роутеров, вытяжек и т. п. Чтобы всё это протянуть и поставить, не испортив вид интерьера уродливыми металлическими коробами, приходится заранее прибегать к творческим решениям. На проекте все коммуникации и зоны доступа к ним размещают в неприметных местах, чтобы не нарушать общей композиции.


Согласование с органами охраны памятников

Внесение любых изменений по закону должно предварительно согласовываться с надзорными органами, отвечающими за охрану памятников. У проектных организаций с большим опытом, как правило, не возникает особых проблем на этом этапе. Если надзорные органы что-то не устраивает, они дают на этот счёт соответствующие пояснения, в соответствии с которыми проект может быть скорректирован.


Рабочая документация

По итогу все документы собираются воедино для осуществления следующей фазы проекта, собственно, самой реставрации. Список получается такой:


  • копия лицензии от Министерства культуры на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия;
  • свидетельство СРО;
  • правоустанавливающие документы на объект;
  • согласие на проведение работ от всех собственников/арендаторов;
  • свидетельство о постановке на кадастровый учет;
  • письмо о согласовании собственником проекта производства работ;
  • охранное обязательство собственника здания перед органами охраны памятников;
  • акт технического состояния объекта;
  • историческая справка с хронологией реконструкций;
  • акт определения влияния предполагаемых работ на конструктивные и другие характеристики объекта культурного наследия;
  • конструктивные решения;
  • архитектурные решения;
  • пожарная безопасность;
  • пояснительная записка;
  • поэтажные планы, экспликация;
  • планы монтажа и демонтажа;
  • разрезы здания, фасады.

Затем составляется предварительная смета, и, если заказчика всё устраивает, начинается следующая фаза.


«
Фаза реставрации

Получение разрешения на производство работ в Органе охраны памятников

Получить одобрение на проект реставрации — это только половина дела. Перед реставрацией нужно получить разрешение на само её осуществление. Специалисты, которые будут заниматься физическим осуществлением работ, также должны иметь соответствующие допуски. К этой фазе у компании не должно оставаться нерешенных проблем с рабочей документацией.


Выполнение работ по реставрации и приспособлению

Демонтаж конструкций осуществляется с учётом особенностей работы с ОКН. Границы и порядок проведения работ по демонтажу определяются очень строго. Важно не только не задеть лишние участки, но и не нарушить целостность хрупких конструкций и элементов побочным воздействием, например, вибрацией, поэтому процесс идёт медленно и аккуратно. Кстати, в процессе демонтажа могут открыться неожиданные вещи, например, замурованные сокровища или заштукатуренные фрески. В последнем случае это может внести определенные коррективы в проект.


Большой головной болью является работа с фундаментом и грунтами. Если имело место проседание почвы, заваливание стен, то хотя бы законсервировать состояние крайне затруднительно. Обычно используются множественные дополнительные подпорки, которые остаются на своих местах в течение всего процесса разрытия и укрепления фундамента.


Фасады восстанавливаются по архитектурному проекту. Рабочим, которым поручена эта ответственная задача, необходимо, несмотря на надзор проектировщиков, не отставать от специалистов и столь же хорошо разбираться в архитектурных элементах для понимания того, что они делают. Подлинный архитектурный ордер на фасаде требует к себе особого отношения — это большое испытание как для проектировщика, так и для исполнителя, без понимания его сути в нём легко запутаться, даже если иметь подробные чертежи. Материалы же необходимо применять аутентичные, не только из соображений культурной ценности, но также и по той причине, что разные состыкованные друг с другом материалы по-разному себя ведут при внешних воздействиях и могут разрушиться.


Интерьеры также является частью архитектурного ансамбля. Подчас расположение элементов в них регламентировано основательнее, чем в случае с фасадами. Обычно ими занимаются на поздних стадиях, когда все конструктивные решения внутри и снаружи реализованы. Узоры на стенах, ручки дверей, люстры — всё это является полноправной частью проекта реставрации. Найти аутентичные обои и элементы декора бывает сложно, поэтому этот момент обычно прорабатывают заранее.


Работа с малыми архитектурными формами, уникальными элементами

Поиск и восстановление некоторых элементов может протекать параллельно основному плану. Однако к финальным стадиям реставрационных работ все расследования насчёт уникальных элементов завершаются, и на объект доставляют найденные оригиналы или убедительные реплики малых архитектурных форм. Небольшие статуи, фонтанчики, вазоны, картуши — всё встаёт на свои законные места.


Ремонт (переоборудование) инженерных систем либо прокладка новых коммуникаций)

От старых инженерных систем на практике редко отказываются полностью. Где это возможно, их сохраняют, заменяя пришедшие в негодность секции аутентичными. Реальность обычно вносит некоторые изменения в изначальный проект коммуникаций, не всегда можно оценить состояние отдельных секторов до стадии демонтажа.


»

Сдача объекта, итоги

Сдача объекта Заказчику

В этом этапе участвуют только две стороны: заказчик и подрядчик. Заказчик сверяет полученный результат с прописанными в контракте условиями, после чего, если всё прошло успешно, составляется акт об окончании реставрационных работ.


Сдача объекта органам охраны памятников

Представители органов охраны памятников проверяют соответствие выполненных реставрационных работ с согласованным с ними ранее планом, проверяют объект на наличие нарушений законодательства. Таким образом, цели и мотивы заказчика и органов охраны памятников существенно отличаются.


Последующее сопровождение

Внимание к объекту со стороны проектной организации сохраняется и после завершения всех формальностей. Необходимо проконтролировать, как будут работать проектные решения на практике, как здание будет эксплуатироваться. Отметим, что после завершения проекта никто не знает здание лучше, чем специалисты, которые его вели. Для них объект реставрации во многом остаётся чем-то личным, и его дальнейшая судьба им небезразлична. Поэтому в случае появления новых задач, обстоятельств, открывшихся возможностей по дальнейшей реставрации заказчик, скорее всего, снова обратится за помощью к той же проектной организации.