Здание Государственного цирка, 1957 г.
арх. Г. А. Петров, А. В. Барулин
Компания "Интеграл" взяла в свои руки новый проект — реставрацию здания цирка в городе Ростов-на-Дону. В этой статье мы расскажем о первых шагах в работе над восстановлением конструкции здания, ключевых архитектурных особенностях и отправимся в прошлое, чтобы отыскать в нем ориентиры.

НАЧАЛО
.
Как мы получили проект
Зданию ростовского цирка в современном виде — 66 лет, оно было достроено в 1957 году. Долгое время это было крупнейшее здание цирка в Европе. Здесь не только выступали все звезды советской цирковой эстрады, здесь родилась и развивалась особая ростовская цирковая школа.
Вопрос о реставрации цирка поднимался регулярно в течении последних тридцати лет, но по разным причинам работа каждый раз откладывалась. Когда на реализацию сложнейшего проекта был объявлен конкурс, компания "Интеграл" стала единственной, кто принял в нем участие. Мы не боимся трудностей и знаем, как работать со сложными инженерными комплексами в составе объектов культурного наследия, сохраняя дух, облик и стиль ушедшей эпохи.

Особенности постройки
Архитектурная уникальность ростовского цирка в том, что его здание не круглое, а прямоугольное: снаружи оно выглядит, как коробка, что довольно нетипично для такого рода объекта. Обычно цирки изначально создаются круглыми, но архитекторы Петров и Барулин возвели здание на базе разрушенного войной театра и амбициозно решили вписать новый проект в старые очертания. Так появился уникальный квадратный цирк.
Его называли не просто цирком, а Дворцом цирковых искусств. Здание оказалось не только функциональным, удобным и технически оснащенным, но и конвенционально красивым. Долгое время ростовский цирк оставался крупнейшим в Европе, а по технической оснащенности соперничал со знаменитым современником — Берлинским стационаром. Здесь впервые в СССР были применены новейшие строительные технологии середины XX века, использовались современные технические средства.
Наконец, здание выполнено в неоклассическом стиле и богато украшено — колонны, скульптуры, лепнина. Все эти характеристики дают право признать его объектом культурного наследия.

»
Путешествие в прошлое

Изучение истории здания ростовского цирка готовило нам немало трогательных открытий. Мы приглашаем вас отправиться в 1957 год, когда в Ростове-на-Дону, на Буденновском проспекте, 45 распахнул для посетителей свои двери Дворец цирковых искусств.

«
1 августа 1957 года состоялось торжественное открытие первого сезона в новом здании Ростовского государственного цирка. Этот день стал началом долгой и славной истории взлета ростовской цирковой школы. Здесь будут выступать звезды и создаваться знаменитые номера.
Но радостному моменту открытия предшествовало долгое строительство. Оно интересовало нас больше всего.

До войны по нынешнем адресу цирка располагалось прямоугольное здание Большого театра, а еще раньше, до революции, — театра-цирка купцов Машонкиных. В 1942 году здание сгорело — уцелели только три внешние стены. О том, чтобы восстановить здание и сделать внутри цирк, заговорили сразу после Победы. В 1947 году были утверждены технический проект и сметы, и уже первого сентября 1948 года началось строительство.
Для ростовского цирка был разработан необычный проект. Архитекторы приняли решение не разрушать три старые стены, чтобы выстроить классический цирк круглой формы, а вписать круглую арену в старый прямоугольный каркас. Это решение повлечет за собой большие радости и большие сложности.
Авторами проекта внешней архитектуры цирка стали архитекторы Г.А. Петров и А.В. Барулин. Петров также разработал проект внутреннего архитектурного оформления и внутренней планировки здания. Проект конструктивной части купола создал известный инженер-акустик Б.В. Щепетов, специалист по проектированию зрелищных зданий.
Строительство длилось восемь лет. В каркас из трех стен был вписан круг диаметром 32,5 метра. Здесь расположились зрительный зал и арена, накрытые куполом. Высота зала составила 18 метров — это почти шестиэтажное здание.
Самые большие трудности вызвало проектирование купола. Купол ростовского цирка — это свод двойной кривизны из монолитного железобетона. Точками опоры для него стали 24 колонны, и больше ничего. Основание каждой колонны уходило в землю на 4,5 метра. Это первый проект с использованием свода двойной кривизны в Советском союзе. Им по-настоящему гордились.
Из монолитного железобетона выстроили ступенчатый амфитеатр для зрительских мест. Одновременно посетить представление теперь могли полторы тысячи человек.
Просторный вестибюль и фойе украсили художественной лепкой, позолотой, орнаментами. Здесь мрамор, алый бархат штор, хрусталь и бронза люстр.
В моду входил неоклассический стиль, поэтому здание снабдили колоннами и выкрасили в характерный желтый цвет.
Скульптуры в нишах на фасаде здания изображают цирковых артистов. На тимпане, пустом треугольном пространстве в верхней части здания, — горельеф: конная квадрига с наездницей и фанфаристами. Эта выездка — начало циркового представления. Создал горельеф скульптор И.И. Резников.
Еще одной проблемой стало устранение эха в зале: с куполом такой высоты сбалансировать звук оказалось непросто. Купол покрыли специальным звукопоглощающим картоном, арборитом, а затем обтянули поплином. На обтяжку ушло 1200 метров ткани, но после этого звук в зале значительно улучшился.
Спроектировали современную систему вентиляции, разместили под куполом крепления для цирковой аппаратуры. Все необходимое для внутренней жизни цирка расположилось в пятиэтажной административной части здания. По объему — это 80-ти квартирный дом

«
Жители города всегда любили свой цирк и гордились им: писали о нем в газетах, печатали на открытках, приглашали в него почетных гостей. Когда в 1958 году в Ростов приехал Н.С.Хрущев, чтобы вручить области орден Ленина, церемонию решено было проводить именно здесь, в лучшем городском помещении.
Все это — технические достижения, культурное содержание, человеческие чувства, законсервированные в виде здания, и есть история. Та история, которую мы сохраняем силами реставрации.
Когда-то архитекторы Петров и Барулин не стали сносить три пережившие пожар стены и возродили то, что осталось от старого театра. Сегодня компания «Интеграл», в свою очередь, возрождает их результат их усилий.

Наша миссия — подарить зданию вторую жизнь
Реставрация — это наука беречь. Мы любим и уважаем культурное содержание, которым наполнены наши объекты. Но мы не застреваем в прошлом, не останавливаемся на достигнутом. Мы убеждены — исторические здания можно и нужно использовать сегодня.
Нет никакой необходимости в простой консервации и чисто внешнем поддержании жизни. Если дополнить старое здание недостающими техническими характеристиками, оно сможет функционировать наравне с новыми постройками. Грамотная реставрация поможет архитектурному объекту культурного наследия органично вписаться в современную реальность, не потеряв себя. И компания «Интеграл» всегда готова в этом помочь.