Неожиданные находки в ходе реставрационных работ — чистая удача или нечто большее?
Архитектурная реставрация — это не только кропотливый труд, но также и направленное внутрь каждого объекта реставрации путешествие, в котором есть место и приключениям, и неожиданным, будоражащим воображение открытиям.

Так в процессе реставрации Ростовского кремля специалистами нашей компании были обнаружены спрятанные иконы XVII и XIX веков. Весь масштаб открытия ещё предстоит оценить нашим коллегам, однако уже сейчас можно говорить о том, что икона XVII века представляет исключительную ценность, а её сюжет является одним из редчайших, практически уникальным.

Фото: пресс-служба Министерства культуры Российской Федерации

Обе иконы были найдены надёжно замурованными за кирпичной кладкой на втором этаже Самуилова корпуса. Кроме того, для большей сохранности их проложили паклей. Но кому, когда и зачем потребовалось спрятать эти реликвии столь основательным образом? Все эти покрытые мраком прошлого загадки ещё предстоит разгадать. Впрочем, сам факт этой удивительной находки уже является большим и радостным событием как для искусствоведов, так и для всего православного мира. Пожалуй, в этом и заключается одна из миссий нашего благородного ремесла.


Отметим, что редкие иконы в кирпичной кладке — это уже не первая заметная находка в рамках реализации проекта по реставрации Ростовского кремля. В том же Самуиловом корпусе, где были замурованы священные реликвии, реставраторами ранее был обнаружен редкий костяной крест с распятием. По предварительным данным, предмет относится к XVI веку, тому времени, когда здание являлось резиденцией митрополита.


Кроме того, в ходе работы над проектом реставрации сотрудники компании «Интеграл» начали делать открытия уже на этапе первичного сбора информации. Так, например, по результатам архивных изысканий были пересмотрены прежние, оказавшиеся неверными сведения о датировках частей здания. Согласно новым данным, лишь первый этаж нынешнего здания Самуилова корпуса сохранился с XVII века, а не два, как долгое время считалось прежде.


Даже если каждую подобную находку в отдельности можно назвать счастливой случайностью, то при более глубоком взгляде становится понятно, что в основе громких удач лежат десятилетия кропотливого труда и профессиональной подготовки. При должном подходе находки и открытия становятся, скорее, частью рабочего процесса, побочным, но системным продуктом деятельности пытливых умов, нежели результатом чистой удачи.


Так и на примере даже одного нашего проекта прослеживается тенденция к обнаружению дополнительных сведений и артефактов в ходе реставрационных работ. Как же именно ценные находки связаны с опытом и профессионализмом реставраторов? За объяснением обратимся к природе нашего ремесла.


Реставрация по самой своей сути является междисциплинарной деятельностью и требует от специалиста, помимо прочего, широкого кругозора, общей эрудиции, пытливого ума и способности связывать в общую, целостную картину информацию из совершенно разных сфер. Кроме того, у реставратора, как у хирурга, нет права на ошибку. Осознание масштаба ответственности перед историческим наследием страны и общества заставляет многократно обдумывать каждый шаг, исходя из самого широкого контекста.


В чём это может выражаться на практике? Например, более тщательная, въедливая работа с архивами, которую мы уже упоминали в контексте нашего проекта, помогает выявить важные участки, элементы, детали, историческая значимость которых могла быть существенно недооценена. Пыльные мрачные закоулки, до которых никому не было дела в течение десятилетий, а то и веков, могут в свете новых данных оказаться бывшими сценами важных исторических событий. Разумеется, при осмотре и расчистке таких мест велик шанс обнаружить их «реквизит».


С подобными исследовательскими практиками тесным образом связан тот аспект нашей деятельности, который требует погружения в, пожалуй, максимально широкий контекст. Речь идёт об определении исторического этапа, который берётся за основу, отправную точку реставрационного проекта. На принятие этого решения влияют функциональные, экономические, архитектурные, исторические, эстетические и даже в каком-то смысле философские, метафизические соображения и предпосылки. Решение принять непросто: помимо прочего, запутанная история старинных зданий часто связана с бестолковыми перепланировками, которые разрезают прежние функциональные пространства, характерные элементы здания утрачивают свою первоначальную функцию или вовсе утрачиваются сами. Когда решение всё же принято, временной ориентир определён, то дальнейший процесс реставрации разворачивает хронологию в направлении прошлого подобно свитку, на котором люди и события когда-то оставили свои следы. Для, например, археолога имеет значение всё содержимое этой ленты, для реставратора же в приоритете — конечная цель, однако именно от его профессионализма зависит, сколько исторического материала он обнаружит по мере продвижения к цели, а сколько пропустит, на сколько не обратит внимания.


Обстоятельства обнаружения специалистами нашей компании ценных икон служат прекрасной иллюстрацией для этой закономерности. В ходе сбора информации об объекте было установлено, что один из оригинальных оконных проёмов во второй половине XIX века был расширен до дверного, а впоследствии целиком заложен кирпичной кладкой, в которую спрятали иконы. Оба этих вмешательства стали заметными следами на полотне истории здания. В процессе разворачивания важно обнаружить и правильно определить значение таких следов, что и было сделано нашими специалистами: они приняли решение, что оконный проём должен быть восстановлен. Могло ли всё сложиться иначе? При менее последовательном подходе, без подробного исторического анализа, без работы с широким контекстом, под давлением функциональных обстоятельств восстановление окна могло быть признано необязательным, неприоритетным, или вообще не рассматриваться. В таком случае, исторический «свиток» не был бы развёрнут правильно, и, соответственно, иконы бы найдены не были.


Отметим в заключение, что хотя компания «Интеграл» и специализируется на архитектуре, тем не менее, плоды её деятельности — это одно большое полотно, и оно не ограничивается нашими компетенциями, на нём мы все работаем сообща. Архитектура, археология, живопись, история и многое другое — в стремлении сохранить наше общее наследие мы переплетаем эти дисциплины воедино.


Мы выражаем благодарность нашим коллегам, которым достались новые предметы для исследований, коллегам, которые займутся их восстановлением из плачевного руинизированного состояния. Мы с нетерпением ждём новых подробностей, выводов, результатов. Пожелаем им профессиональных успехов!