Отличия реставрации от капитального ремонта и реконструкции

Отличия реставрации от капитального ремонта и реконструкции.


Эти три понятия часто путают между собой, однако между ними существуют принципиальные различия, которые важно понимать, чтобы осуществлять эксплуатацию здания сообразно с его культурно-исторической ценностью и в рамках закона.


Сформулируем общие определения трёх понятий:


Реставрация — это деятельность, направленная на сохранение, восстановление или укрепление архитектурного памятника или иного объекта культурного наследия, поврежденного с течением времени или под воздействием внешних факторов или событий.

Реконструкция — это значительная трансформация объекта, подразумевающая внесение коренных изменений в основные характеристики объекта и несущие конструкции: пристройка, частичный снос, надстройка этажей, полное изменение внутренней отделки и фасада, создание дополнительных стен и перекрытий, радикальная смена предназначения объекта. В результате подобных работ памятник архитектуры может утратить (и, как правило, утрачивает) элементы и свойства, имеющие историческую и культурную ценность.

Капитальный ремонт — это комплекс мер, направленный на сохранение и поддержание нормального функционирования здания. Если эти меры не являются частью проекта реставрации, то капитальный ремонт проводится без оглядки на сохранность культурного наследия.

Здесь важно уточнить, во избежание путаницы, что понятие «реконструкция» может использоваться в рамках проекта реставрации. Здесь мы разбираем именно тот случай, когда под реконструкцией подразумевается самостоятельный проект. Что касается ремонта, он может в ряде случаев проводиться в упрощенном порядке, если он сугубо косметический, поэтому в данной статье мы разбираем только ремонт капитальный.


В рамках реставрации также существует понятие приспособления памятников. Это наиболее сложный вид реставрации, так как он включает в себя те преимущества, которые обычно достигаются реконструкцией. Это такой вариант «всё и сразу»: здание сохраняет свою историческую и культурную ценность, но при этом, благодаря различным ухищрениям, становится возможным в нём жить и работать в соответствии с современными стандартами.

Таким образом, главное отличие всех трёх комплексов мероприятий заключается в их основной цели. Ещё раз, если совсем кратко:


цель реставрации — воссоздание исторического облика;

цель реконструкции — радикальное изменение или расширение функционала здания;

цель капитального ремонта — сохранение целостности и функциональности объекта.


»

Реставрация является наиболее комплексной деятельностью в сравнении с остальными. Она подразумевает перечень критериев и задач, которые при реконструкции и капремонте не являются обязательными.


Для заказчика, который решил прибегнуть к услугам реставрации, основной задачей является выбор проектной организации, имеющей соответствующие допуски и лицензии. Только аккредитованная компания, имеющая соответствующую лицензию от Министерства культуры, имеет право заниматься такой деятельностью.


Кроме того, сами специалисты, включая рабочих, должны иметь персональную аттестацию от Министерства культуры, только тогда они допускаются к работе над проектом.


Реставрация предполагает научные изыскания, необходимые для составления проекта работ, для реконструкции и капремонта они не являются обязательным условием.


В обязательном порядке проводится историко-культурная экспертиза. Сама по себе, в отрыве от исследовательской работы в целом, она несёт, скорее юридический смысл, но именно результаты таких экспертиз определяют статус объекта.


Проект реставрационных работ отличается от плана ремонта или реконструкции намного большим количеством проектных листов с разнообразной информацией, больше состав проекта, дополнительные изыскания


авторский надзор для реставрации является обязательным (научное руководство)


после проведения работ в обязательном порядке составляется научный отчёт, в котором даётся подробное описание, как велись работы, какие методики применялись, что было найдено. Этот отчёт передаётся органам охраны.


»

Собственнику здания следует различать эти понятия, и на, то есть веские причины. С юридической точки зрения, реконструкция без проекта реставрации и капремонт неприменимы к объектам культурного наследия (ОКН). Вне проекта реставрации капитальный ремонт такого здания не будет согласован с контролирующими органами, а самовольная переделка грозит судебными разбирательствами и наложением санкций на собственника. Помимо огромных штрафов, органы охраны могут выписать собственнику предписание вернуть здание в прежний вид за свой счёт. Чтобы исполнить это обязательство, собственник будет вынужден обратиться только в такую организацию, которая имеет лицензию на реставрационную деятельность. Чтобы не создавать себе проблем в будущем и не платить многократно больше, важно заранее осведомиться, какие требования на собственника здания накладывает статус ОКН. Даже если объект по каким-то причинам не числится в реестре, но есть объективные основания полагать, что он может там оказаться, то лучше не делать в нём каких-то радикальных реконструкций. Да, по закону собственника не могут обязать устранять то, что было реализовано до момента попадания объекта в реестр, однако, если объекту потребуется реставрация, исследовательская группа в рамках проекта может определить поздние надстройки как подлежащие сносу.


Уточним, хотя эта тема и не касается нас напрямую, что между реконструкцией и капремонтом тоже есть много отличий, которые отражены в законодательстве. Вы не можете просто так без разрешения осуществлять реконструкцию. С точки зрения Градостроительного кодекса РФ реконструкция трактуется как изменение характеристик объекта строительства, а именно площади, высоты и количества этажей. Это перепланировка, замена, воссоздание и пристройка строительных конструкций.


Кстати, Великий лондонский пожар 1666 года стал возможен во многом благодаря тому, что население массово игнорировало строительное законодательство: многие владельцы зданий «выдвигали» вперёд верхние этажи таким образом, что те практически смыкались между собой, превращая улицы в подобие тоннелей.


Широко известен пример «реставрации» испанского замка Матрера. Древнюю кладку попросту закатали в железобетонный монолит. На возмущения учёных и общественных деятелей проектная организация оправдывалась тем, что они таким образом достигли задач по обеспечению безопасного пребывания людей на объекте. Вероятно, в испанском законодательстве, на которое они ссылались, действительно есть пробелы в плане разграничения понятий «реконструкция» и «реставрация».


В Британии с историческим зданием штаб-квартиры газовой компании Gas Light and Coke Company, построенном в викторианском стиле, обошлись вызывающе и демонстративно: несмотря на все обещания сохранить постройку, от неё оставили только фасад и сделали «прихожей» для огромного современного здания из стекла и бетона.


В России тяжелая судьба сложилась у Изборской крепости. Проектная организация столкнулась с финансовыми разбирательствами, а результат её работы признан неудовлетворительным. Был уничтожен культурный слой, а стена восстановлена с использованием современных материалов. Ирония в том, что даже это не спасло один из фрагментов стены от повторного разрушения.


Современные представления о реставрации, как и об отношении к культурным ценностям в целом, исторически сложились совсем недавно. Их формирование начало активно развиваться всего 100−150 лет назад. В средневековье, например, считалось нормальным разобрать какие-нибудь античные руины, чтобы из них построить новое здание. В порядке вещей было выламывать из древних храмов скульптуры, молдинги, антаблементы и целые колонны, чтобы затем установить их в строящейся базилике или дворце (такие позаимствованные элементы назывались сполиями).


Ещё в XIX веке взорвать древние руины с целью найти сокровища не считалось чем-то зазорным, подобное, в частности, произошло с пирамидами в Мероэ. Но в том же веке греческий исследователь и реставратор Николаос Баланос положил начало особой методике восстановления зданий, которому дал название «анастилоз», с греч. «возврат к изначальному состоянию». Метод подразумевал установку на законное место подлинных деталей и отказ от новодела, сведение инородных элементов и вспомогательных ухищрений к минимуму. Подобная техника, в основном, была применима к античному наследию, однако именно его методы и принципы работы отразились в так называемой Венецианской хартии, которая и поныне является сводом норм и договорённостей, предписывающих политику отношения к объектам культурного наследия.


Безусловно, повсеместное распространение реставрационных практик не было спонтанным. Идеи о сохранении архитектурного наследия вписывались в общественный контекст объективных исторических процессов, происходивших в Европе на рубеже XIX—XX вв.еков. Тогда из разрозненных народов складывались основные европейские политические нации в их нынешнем виде, а государства искали основы для общенационального исторического мифа. Так в Европе сложились три основные философские концепции, выражающие отношение к объектам культурного наследия.


Британская — наиболее консервативная из них, предполагает максимально скрупулёзное и бескомпромиссное сохранение аутентичных элементов. Основной принцип: «если не сломано — не трогай!» Эту систему затем переняли американцы и развили её идеи, образовав собственную школу.


Французская школа реставрации, напротив, основывается на допустимости достраивать, доделывать, додумывать, улучшать. Вдохновлённая немецкими идеями историзма концепция позволяет реставраторам обосновывать свои решения общей эстетической цельностью, выражением стиля. Такие идеи не согласуются с Венецианской хартией, что до сих пор периодически вызывает разногласия во французском обществе. Например, множество споров происходило вокруг темы восстановления собора Парижской Богоматери. Хотя в итоге было принято консервативное решение, мнения тогда разделились: священнослужители во главе с архиепископом, заручившись поддержкой президента, всерьёз предлагали сменить витражи на новые и заодно всячески «улучшить» собор.


Итальянская концепция реставрации основывается на индивидуальном подходе к каждому объекту и является компромиссом между английской и французской. Характерной особенностью этой школы является стремление развернуть перед зрителем как можно больше информации, чтобы он мог наглядно оценить хронологию реконструкций, а также увидеть, где находятся аутентичные элементы, а где — необходимые позднейшие добавления. Эти принципы легли в основу метода «археологической реставрации».


Отметим, что не во всех странах реставрационная мысль проделала тот же путь, что и в Европе. Например, в Китае господствует более функциональный, рационалистический подход. Для них не является проблемой полностью обновить историческое здание, отказавшись от сохранения аутентичных многовековых элементов.


Таким образом, при взгляде на историю становится заметно, насколько реставрация выделяется на фоне любых других манипуляций с объектами архитектуры. Капитальный ремонт и реконструкция имели место ещё много тысячелетий назад: замки и дворцы регулярно перестраивались, часто полностью меняя свой облик и предназначение. Это был живой процесс, который никому бы не пришло в голову останавливать по неким «гуманитарным» соображениям. Однако наша эпоха выработала определённые философские концепции, в рамках которых произведения зодчества прошлого имеют неотчуждаемую ценность. Таким образом, реставрация в её нынешнем общеевропейском понимании является самым «молодым» видом деятельности.