Реставрация религиозных сооружений в наши дни — это очень важная и сложная задача. Она требует высокого уровня профессионализма. Религиозные объекты имеют как историческую, так и духовную ценность, поэтому представляют большую значимость не только среди верующих людей, но и среди всего общества.
Важным процессом при реставрация религиозных объектов является сохранение их исторических и духовных ценностей. Тем самым это помогает спасти сооружения от разрушений и повреждений. Однако в процессе можно столкнуться с рядом проблем:
- дороговизна
- потеря некоторых оригинальных элементов объектов
- удаленность объекта от инфраструктурных центров
Тонкости реставрационных работ
При реставрации религиозных объектов необходимо учитывать их историческую ценность, оставляя оригинальные элементы. Также она должна проводиться с уважением к истории и культуре объекта, чтобы сохранить его духовную ценность для будущих поколений. Важно учитывать мнение верующих и общественности и проводить реставрацию с учетом их интересов и потребностей.
Необходимо проводить реставрацию с учетом современных стандартов безопасности и экологии. А все потому что отдается предпочтение аутентичным материалам и технологиям, которые были использованы при их создании. Это помогает сохранить оригинальный вид объекта и его культурную ценность.
Необходимо соблюдать правила безопасности при реставрации религиозных объектов, чтобы предотвратить его возможные травмы и повреждения. Некоторые из этих правил включают в себя:
- использование защитной экипировки
- оценка степени повреждения объекта (перед началом реставрации необходимо провести осмотр объекта, чтобы определить повреждения и выбрать соответствующие методы)
- использование правильных инструментов
- проведение работ в специально оборудованных помещениях (реставрация религиозных объектов должна проводиться в месте с хорошей вентиляцией и освещением).
- соблюдение правил пожарной безопасности (при работе с лаками, красками и другими легковоспламеняемыми материалами).
Важно учитывать исторический контекст объекта и его значение для религиозного сообщества. При реставрации необходимо сохранить первообраз объекта, чтобы он продолжал служить своей основной функцией – обеспечивать духовную ценность.
«Мы качественно и корректно справляемся со всеми этими нюансами благодаря тому, что имеем широкий спектр квалификации, начиная от анализа имеющейся документации по ОКН и разработки сметной документации по проведения реставрации и сдачи объекта в эксплуатацию с использованием новейших технологий, таких как 3d моделирование» Сергей Гришевич | Главный архитектор
Достаточно интересным фактом является то, что многие храмы были переоборудованы под промышленные и военные объекты в тяжелое время 40х годов. Например, старинная Казанская церковь в селе Курба Ярославской области в годы перестройки использовалась как помещения машинно-тракторной станции. Курбский совхоз даже начинал работы по восстановлению ее первоначального вида и цели, но к 1993 году деньги кончились совсем. Однако, дело до реставрации пока не дошло: в марте 2020 года завершилась лишь консервация памятника. В настоящее время прорабатывается вопрос привлечения экспертов для разработки и утверждения границ территории. Осмотр внутренностей храма, до сих пор покрытого росписью XVIII–XIX веков, показал, что еще есть что спасать. Закрыть церковь, обеспечить защиту от осадков и перепадов температур — это были основные задачи сразу же после обследования.
Еще одним интересным кейсом является восстановление Ростовского кремля. К сожалению, всего через сто лет после постройки, после переноса архиерейской кафедры из Ростова в Ярославль, Ростовский кремль был заброшен, а к середине XIX века окончательно обветшал. От полного разрушения его спасло ростовское купечество: по подписке были собраны значительные средства, которые позволили начать первую реставрацию и открыть в кремле первое общественное заведение — Музей церковных древностей.
В советское время активные научно-реставрационные работы начались после природного бедствия — 23 августа 1953 года постройки Кремля серьезно пострадали от смерча. Однако аварийно-восстановительные работы, которыми руководил выдающийся реставратор В. С. Баниге, не были завершены и остановились в 1957 году. И лишь начиная с 2010-х годов нашего века реставрация возобновилась при активном участии компании Интеграл.
Как известно, в рамках антирелигиозной кампании большевики закрыли, разрушили и разобрали на кирпичи десятки тысяч храмов. Если до революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храма и больше тысячи монастырей, то к началу Перестройки их число сократилось до 6893 и 15 соответственно.
Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей: многие были перестроены под дома культуры, кружки для пионеров.
Большинство храмов, которые не были разрушены, были приспособлены именно под хозяйственные нужды: использовались как складские помещения для различных фабрик, где хранили зерно, муку, сахар. Также, например, в крымском Храме Воскресения Христова в Форосе в годы Второй мировой войны базировался отряд советской армии. Здание серьезно пострадало от фашистских налетов. После войны его хотели снести совсем, но он чудом уцелел и после Перестройки был отдан РПЦ и вновь стал действующим. Таких примеров еще очень много.
Что же касается их реставрации — это особо сложный и долгий процесс. Если сооружениям был причинен серьезный ущерб, а их исторический контекст нарушен, то перед началом реставрации необходимо провести тщательную оценку состояния объекта и выявить все повреждения. Следующим шагом идет исследование, другими словами, сначала находят старые, первоначальные проекты сооружения, уцелевшие фотографии, какие-то следы и т.д. Ведь за годы эксплуатации в помещениях возможно многое было переделано (та же кровля и т.д). И уже далее идет восстановление первоначального вида религиозного объекта.
«Архивные записи играют значимую роль в реставрации религиозных объектов: они могут помочь восстановить первоначальный вид храмов и сохранить их историческую ценность. Архивы содержат информацию о происхождении исторических объектов и о технологиях, использованных при их создании» Сергей Гришевич | Главный архитектор
Реставраторы и архитекторы используют архивные записи для определения первоначального цвета и дизайна фресок и икон, а также для восстановления утраченных элементов. Это позволяет сохранить оригинальный вид объекта и предотвратить его дальнейшее разрушение.
Кроме того, архивные записи могут помочь восстановить исторический контекст объекта, что важно для сохранения его культурной и религиозной значимости. Например, знание об истории создания фрески или иконы может помочь лучше понять ее символическое значение и религиозную ценность.
Архивные исследования являются неотъемлемой частью работы нашей компании, так как именно с них и начинается процесс возрождения объектов. Например, по ним можно узнать много необходимой информации, такой как цвет, форма и другие моменты.
Фрески и иконы
Что касается фресок и икон, то это одна их самых важных составляющих полномасштабной реставрации религиозных сооружений, мы их находим, а дальше ими занимаются уже художники, чтобы кропотливо и качественно восстановить их первоначальный вид.
Для неподготовленного человека разница между фреской и иконой несущественна, но на самом деле между этими двумя элементами убранства имеются значительные отличия. Икона – это сравнительно автономный образ, с которым молящиеся вступают в непосредственное общение. Она не привязана к тому или иному храму, ее могут перевозить с места на место.
Перед началом реставрации необходимо провести тщательную оценку состояния объекта и выявить все повреждения. Затем нужно разработать план реставрации, который будет учитывать все особенности объекта и его исторический контекст. Отметим, что реставрация фресок и икон требует использования традиционных материалов и технологий, которые были использованы при создании объекта. Например, для восстановления икон используются золото, яичная краска, драгоценные камни и другие материалы.
Важным элементом реставрации является особенный подход к консервации объекта. Например, при хранении икон необходимо учитывать их чувствительность к изменениям влажности и температуры.
Основная задача реставрации фресок и икон у художников — это восстановление первоначального вида объекта, сохранение его уникальных характеристик и духа. Еще раз отметим, что этот процесс требует специальных знаний и технологий, которые должны быть использованы с большой осторожностью, чтобы не повредить объект.
В заключение
Реставрация религиозных объектов является ответственным и сложным процессом, который требует профессионального подхода и осознанной работы. Некорректная реставрация может привести к утрате исторической и культурной ценности объекта, а также нарушению его религиозного символического значения. Например, некорректный анализ документации или архивов может привести к серьезным проблемам, связанным с конструктивной целостностью объекта и его безопасностью, а некорректный выбор материалов или методов может привести к дальнейшему разрушению объекта.
Профессиональная и осознанная работа при реставрации религиозных объектов необходима для сохранения их исторических, культурных и религиозных ценностей. Требуется наличие не только технических знаний, но и уважения к культурному наследию и верующим. Правильно проведенная реставрация поможет сохранить объекты на долгие годы и передать их будущим поколениям в неизменном виде.