Введение
Активная музеефикация культурно-исторического наследия Москвы продолжается все последнее десятилетие. Одним из интереснейших вновь обретенных объектов города стал дом-музей братьев Третьяковых — Павла и Сергея. Реставрацию здания, где родился и рос основатель Третьяковской галереи, проводит ООО «Интеграл», а по завершении работ бережно восстановленный дом станет одним из важнейших этапов московской «Мили искусств» — культурного кластера, объединяющего здания Галереи в Лаврушинском переулке и на Крымском Валу, музей Гараж, а также исторические объекты парка Горького и парка Музеон.
История: пожар Московский и купец Третьяков
Дом в 1 Голутвинском переулке, построенный в середине XVIII в., был куплен дедом Павла Третьякова, купцом Захаром Елисеевичем, в 1795 году и больше века принадлежал его семье. Считается, что после пожара 1812 года от первоначального строения остался только фундамент и кирпичные стены первого этажа, и уже на нем было возведено заново здание, частично дошедшее до наших дней.
Отцу братьев Третьяковых дом отошел в 1830 г., как доля в наследстве: в документах на владение значится: «по любовному нашему согласию уступили мы брату нашему Михайле Третьякову в вечное и потомственное его владение». При нем и началась активная перестройка здания — большой семье в устаревшем особняке стало тесно и второй этаж был полностью перестроен и расширен.
Продолжили модернизацию особняка уже сыновья купца — Павел и Сергей; архитектором стал друг и родственник семьи, знаменитый А. С. Каминский, автор первого здания Третьяковской галереи. С его подачи была изменена жилая зона, поменялись лестницы, появились пристройки и службы, благоустроилась территория. В 1853 году над домом вместо небольшого мезонина (надстройки в средней части здания) возник полноценный бревенчатый обшитый досками второй этаж под вальмовой — четырехскатной — кровлей.
После революции здание национализировали и до 1970-х гг. здесь были коммунальные квартиры, что повлекло почти полную утрату интерьеров. В довершение, пожар, который произошел в конце 70-х, практически полностью уничтожил деревянную часть. Начавшаяся в 1980 г. и незаконченная некачественная и непрофессиональная «реставрация» стала фатальной: мемориальный второй этаж полностью разобрали и просто возвели коробку из кирпича, облицованного деревом. Дом забросили и более 30 лет он простоял заколоченный, постепенно приходя в полный упадок.
Возвращение к жизни
«Из-за сложности задачи и плохой сохранности дома, — рассказывает Павел Куклев, главный инженер „Интеграла“, — реставрацию пришлось вести в несколько этапов, бережно сохраняя изначальные конструкции и отделку. Сначала, по рекомендации проектировщиков, стальными швеллерами укрепили обветшавшие стены, чтобы они не просели при восстановлении фундамента. Его пришлось полностью переделать — старый бутовый буквально рассыпался после освобождения его из грунта. Работы шли небольшими — около 2 м — участками-„захватками“: основание откапывали, тщательно выбирали старый камень, ставили опалубку и подводили надежный железобетонный монолит. Затем ждали когда бетон наберет прочность и только после этого переходили к следующему участку».
Обновленный надежный фундамент позволил специалистам «Интеграла» перейти к следующим этапам: после завершения работ началась «вычинка» — обновление стен с сохранением исторической кирпичной кладки и заменой сильно пострадавших камней на кирпич старого образца. Эти элементы заказывали в небольших кирпичных мастерских, специализирующихся на производстве такой керамики. Там, где старая кладка позволяла, провели ее инъектирование и укрепление, воссоздавая в процессе разрушенные арочные проемы окон в первозданном, задуманном А. С. Каминским, виде.
По чертежам на основе исторических данных восстановили деревянные оконные рамы из дуба. Для них специально заказали металлическую фурнитуру по старинным образцам — ее вручную отливали из латуни в специализированной мастерской.
Особое внимание уделили фасаду первого этажа — пришлось по сохранившимся данным воссоздать целые участки белокаменного карниза, облицовки цоколя, подоконников. Для этого аккуратно вырубался старый, разрушающийся камень, а на его место устанавливались обработанные вручную элементы из аналогичного белого известняка. Там, где фасад сохранился лучше, он был бережно докомпонован реставрационным раствором Remmers и обработан гидрофобизатором.
Наиболее пострадавший от времени и некачественных работ второй этаж потребовал серьезной переделки. Для того, чтобы он соответствовал первоначальному облику, с него полностью сняли наружную обшивку и заменили ее доской из лиственницы. Шестиметровые доски пришлось фрезеровать на месте под фигурные фаски, как у утерянной исторической обшивки. Кроме того, были заказаны фигурные элементы сложного профиля, воспроизводящие те, что при жизни братьев Третьяковых украшали фасад. Их крепили на фасаде и красили.
После завершения укрепления фундамента и стен были полностью заменены два перекрытия — между первым и вторым этажом и между вторым этажом и чердаком. Оставшиеся после ремонта 80-х годов небольшие разрушающиеся железобетонные плиты изъяли, установили надежные балки и залили монолит.