ФГБУК «Государственный музей искусства народов Востока»

«На месте Никитского бульвара в 1790 году стояли: богадельня, шесть дворов причта двух соседних церквей, четыре двора купцов, шесть дворов чиновников и знати» — так писал в своей книге «Из истории московских улиц» знаменитый москвовед Петр Сытин. После пожара 1812 года на месте сгоревших построек посадили липы, возникший бульвар назвали по рядом стоящему монастырю «Никитским». Тихое зеленое место облюбовало родовитое московское дворянство, а украшением его стала усадьба Луниных, построенная по проекту великого архитектора Доменико Жилярди и ставшая эталоном московского ампира.


Впрочем, из-за финансовых трудностей Луниных уже в 1821 году недостроенное основное здание перешло в собственность Коммерческого банка, из-за чего Жилярди пришлось спешно дорабатывать проект, приспосабливая его под нужды нового владельца. В статусе общественного здания особняк просуществовал почти сто лет, а после революции, в 1918 году, был национализирован и полвека являлся пристанищем различных советских организаций.

Все изменилось в 1970 г., когда бывшая лунинская усадьба перешла к Государственному музею искусства народов Востока. Сразу же началась реставрация здания, благодаря ей сумели восстановить наружную и внутреннюю отделку, сохранившиеся росписи стен и плафонов, лепнину, мраморные лестницы, восстановлены анфилады залов. Лишь в 1984 году состоялось открытие первой выставки в новом здании, после чего музей стал любимым местом москвичей и многочисленных туристов.

Несмотря на качество работ, 30 лет после этой реставрации не прошли бесследно: в наши дни усадьба вновь потребовала обновления. Особенно пострадали фасады, выходящие на загруженный транспортом Никитский бульвар: краска начала осыпаться, белый камень облицовки потемнел и стал разрушаться.

Поэтому решено было провести срочные ремонтные и противоаварийные мероприятия. Именно этот фронт работ взяла на себя компании «Интеграл».


Задача осложнялась крайне сжатыми сроками — буквально, несколькими неделями, и тем, что леса возводить было нельзя — это привело бы к сужению узкой проезжей части и транспортному коллапсу и без того загруженного Бульварного кольца. Из-за этого работы по расчистке и покраске фасадов велись без них.


«Безусловно, работа без лесов затрудняла процесс, — рассказывает Павел Куклев, главный инженер „Интеграла“, — их удалось поставить только на балконе, для реставрации верхней части колонн. Наши специалисты сняли отшелушивающиеся старые слои краски фасада. Затем стены обработали реставрационным раствором Remmers, этим же средством восстановили рустованный белый камень в аутентичном виде и затем покрасили в соответствии с историческим цветом».

Еще больше работ