Реставрация памятников архитектуры в музее-заповеднике
В. Д. Поленова

Введение


Василий Дмитриевич Поленов (1844—1927) — выдающийся русский художник, преподаватель, создатель цикла картин библейской тематики (самая известная — «Христос и грешница»), реформатор, выделивший пленэрный этюд в отдельный жанр живописи. Поленов с детства любил проводить время в имении отца на природе и сам мечтал поселиться в похожем месте, где всё вдохновляет на творчество. Именно поэтому в 1890 году он приобрел небольшое имение на берегу Оки в Тульской губернии — посреди соснового бора, вдали от села. Интересно, что приобретение было сделано на деньги, полученные от продажи той самой картины «Христос и грешница», породившей в свое время немало споров.
Саму усадьбу назвали Борок, но сейчас она более известна как усадьба Поленово. В 1892 году Василий Дмитриевич построил жилой дом по собственному проекту, провел редкий для тех времен водопровод и оборудовал ванные комнаты на двух этажах. Кроме того, он разместил на территории поместья художественные мастерские. В 1904 году было построено здание, названное «Аббатством». Фактически это мастерская художника с прекрасным светом и большим окном, в которой также проводились образовательные занятия для сельских детей. «Аббатство» соответствовало замыслу Поленова устроить в усадьбе нечто вроде «гнезда художников», а сам дом художника впоследствии стал первым сельским музеем, доступным каждому. В 1918 году Большой дом со всем убранством, картинами и экспонатами был взят под охрану государства по решению Комиссариата Имуществ Российской Республики.
Теперь же на территории Борка работает Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова, открытый в 1931 году. Внутри сохранилась прежняя обстановка, включая мебель, библиотеку и даже предметы быта художника. А на огромной территории усадьбы расположены, кроме Большого дома и «Аббатства», «Кошкин домик», «Адмиралтейство», «Дом Прокофьева», флигель № 1, дом управляющего, коровник, сарай, сенной сарай, конный двор, службы, омшаник и дом садовника.

До 1939 года усадьба принадлежала семье Поленова, а затем была передана в дар государству — тогда и произошло переименование из Борка в Поленово. При этом семья Поленова остается в крепкой связи с усадьбой: правнучка Василия Дмитриевича является директором музея.

Большинство построек дошло до нашего времени в целости, как и главный дом, который, однако, всё равно требовал восстановления. Большой дом и «Аббатство» — объекты культурного наследия, а потому их сохранение стояло на первом месте. В 2017 году ООО «Интеграл» принялось за реставрацию этих важных для истории и культуры строений.


Большой дом в стиле модерн был построен из дерева на каменном фундаменте в 1892 году и оштукатурен в 1897 году. Здание асимметрично, выстроено на двух уровнях. Фасады отличаются, но гармонично сочетаются за счет окон разных размеров и даже форм, балконов, скатов крыши. Сам художник определил стиль постройки как «скандинавский».


В процессе реставрации 2017 года были восстановлены фасады зданий, кровли, интерьеры. Были приспособлены к современному использованию инженерные сети.

«Аббатство» также подлежало восстановлению, однако причиной стал не общий износ каких-то элементов здания, а пожар 1958 года. Поленов тщательно продумал планировку этого строения — так же, как и планировку дома. Назначение помещений тоже было четко определено: мастерская с окном, дающим рассеянный свет, где находились все необходимые материалы; кабинет; чердачное помещение, которое использовалось как склад для театрального реквизита, декораций и костюмов. К слову, костюмерная также была утрачена во время пожара.
(ООО «Интеграл» занимается бережной реставрацией объектов культурного наследия на всех уровнях — от полностью разрушенных зданий до построек, которым требуется лишь частичное восстановление.)
Еще больше работ