Новая жизнь павильона №13 ВДНХ
Название объекта
Павильон «Здоровье» ВДНХ
Дата постройки
1939
Назначение объекта
Музейный объект
Выполненные работы
  • проектные работы по сохранению ОКН, в т. ч. реставрация, приспособление под нужды Музея Востока
  • реставрация фасадов
  • реставрация интерьеров
  • реставрация и воссоздание лепного декора
  • реставрация потолочного светового фонаря
  • реставрация и воссоздание витражей
  • консервация потолочной росписи
  • приспособлений инженерных сетей

Новая жизнь павильона № 13


Павильон № 13 ВДНХ, возведенный еще до войны, один из немногих, оставшихся от первой сельскохозяйственной выставки ВСХВ 1939 года. Он строился в русле основной идеи комплекса, который должен был отражать расцвет национальных культур в СССР и принадлежал Армянской ССР.

Это определило изначальный облик павильона, созданного знаменитым архитектором К. С. Алабяном и его учеником С. А. Сафаряном. Здание, возведенное в рекордные сроки — менее, чем за два месяца, напоминало классические образцы древней армянской архитектуры. Особенно выделялся легкий трехнефный портал лоджии, стены которой отличались насыщенным синим цветом, и кровля, расписанная ярким национальным орнаментом.
Павильон украшали обширные витражи, легкая колоннада, ряд арок из розового армянского туфа и стилизованные оконные переплеты из патинированного под золото алюминиевого литья. Фасады и внутренние интерьеры были оформлены многочисленными золочеными металлическими элементами — фруктовым декором.

В таком виде здание просуществовало до начала 60-х годов. К сожалению, во время реконструкции выставки и превращения ее в ВДНХ СССР, павильон № 13, который теперь посвятили здравоохранению, претерпел глобальные изменения: центральная часть фасада была занижена, остекление углубленной входной группы скрыли гофрированным металлом, были закрашены фрески великого Мартироса Сарьяна. Здание было перекрашено и утратило большую часть декора.
В 90-х годах павильон превратился в торгово-офисный центр, практически полностью утратив внутренние интерьеры. Все изменилось лишь после возобновления работы выставки в середине 10-х годов и признания здания объектом культурного наследия Федерального значения: в 2014 г. началась научная реставрация, которую, в том числе, проводила компания «Интеграл», а после завершения работ павильон был передан Правительством Москвы в долгосрочную аренду Музею Востока.

Летом 2014 года были демонтированы конструкции, скрывавшие лоджию, проведены противоаварийные работы, во время которых были выявлены исторические детали архитектуры и декора, включая историческую окраску стен, лепнину и витражные конструкции.

«Интересной особенностью павильона, — рассказывает Павел Куклев, главный инженер „Интеграла“, — являлся большой потолочный фонарь из армированного стекла. Его пришлось полностью перебрать — поменять все стекло. Также перебрали верхний фонарь, который выходит на кровлю. Его почистили, загерметизировали, чтобы ничего не текло».

Во время реставрационных работ была найдена потолочная роспись — ее, после консультаций со специалистами музея и архитекторами, частично расчистили, закрепили и оставили для всеобщего обозрения. После освобождения стен от гипсокартонных щитов, обнаружили витражи в латунных рамах. Их тоже раскрыли, расчистили и восстановили в первоначальном виде.
Благодаря высокопрофессиональному и бережному подходу специалистов «Интеграл» к реставрации сложного исторического объекта, Музей Востока получил новое удобное и просторное выставочное пространство, где разместилось уникальное наследие Рерихов. Сегодня возрожденное здание, практически полностью вернувшее себе изначальный облик, стало настоящим украшением ВДНХ и Москвы.
Еще больше работ